Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Объем российского рынка видеорегистраторов в 2013 г. составил 2,135 млн. штук

Аналитическая группа SmartMarketing объявляет основные результаты исследования российского рынка автомобильных видеорегистраторов (blackbox, «черные ящики») за 2013 г. Общий объем продаж устройств1 этого класса в штучном выражении на российском рынке за 2013 г. составил 2 135 000 штук2, что на 30% больше соответствующего показателя 2012 г. (1 494 500 шт.). Темп роста рынка значительно замедлился, в 2012 г. рынок регистраторов переживал бум, увеличившись на 80% по сравнению с 2011 г.

«Главный итог 2013 г. — ощутимое снижение динамики роста рынка видеорегистраторов. Во многом это объясняется особенностями «черных ящиков» как класса устройств: подобные гаджеты, в отличие от смартфонов или планшетов, как правило, покупаются не на год, а на два-три-четыре, — отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу аналитической группы SmartMarketing, — Те, кто остро нуждался в регистраторе, успели купить такое устройство в 2012 г. и не стали менять его в 2013 г. По нашим прогнозам, в 2014 г. в сегменте регистраторов будет наблюдаться стагнация, рост рынка фактически прекратится. А учитывая макроэкономические факторы, возможна даже отрицательная динамика».

Десятка лидеров рынка автомобильных видеорегистраторов по итогам 2013 г. (перечислены по убыванию долей):

Бренд Доля, %
teXet 8,2%
Mystery 8%
Prestigio 7,7%
Supra 6,7%
Lexand 6,5%
AdvoCam 5,8%
Explay 5,6%
Ritmix 4,7%
Mio 4,3%
Highscreen 3,7%
Другие 38,8%

Основным трендом рынка регистраторов в 2013 году стала консолидация. Основные позиции были заняты крупными компаниями, в основном локальными «зонтичными» брендами.

Индикаторы рыночной концентрации для рынка показывают снижение конкурентности в целом при сохранении острой ценовой борьбы. В 2012 г. максимальные рыночные доли игроков из «Топ-10» не превышали 4%, по итогам 2013 года доли семи из 10 ведущих брендов «Топ-10» превысили 5%. Общая доля категории «Другие» год назад составляла 66%, в 2013 г. — менее 40%.

В 2014 г., по мнению экспертов SmartMarketing, процесс консолидации будет продолжаться, слабые игроки с незначительной долей будут сталкиваться с трудностями — на фоне увеличения влияния и значимости крупных игроков. Учитывая снижение общей конкурентности рынка, крупные вендоры будут вынуждены вступить в ценовые войны, сохранение общей маржинальности направления потребует увеличения объемов продаж, а этого можно добиться только в сотрудничестве с крупными федеральными сетями и при наличии весомых финансовых ресурсов, позволяющих предоставлять отсрочки платежей. В качестве примера можно привести российские или «почти российские» марки teXet, Prestigio, Explay, Mystery, Supra, доля бюджетных моделей в линейках этих брендов (объёмы продаж в штучном выражении) достигает 50-60%.

Помимо крупных зонтичных брендов, захватывающих верхние позиции в рейтинге продаж за счёт значительных объёмов реализации моделей нижнего сегмента, ощутимо укрепились позиции марок, для которых регистраторы — единственное или одно из двух-трех направлений деятельности. Они в большинстве случаев делают акцент на расширенную функциональность, высокие ТТХ предлагаемых устройств, определённые технологические фишки — так работают, например, AdvoCam, Highscreen, Mio. Во многом благодаря усилиям этих брендов в 2013 г. обособился сегмент «качественных регистраторов» ценой от 5-6 до 8-9 тысяч рублей. Если брать во внимание только количественные показатели объёмов продаж, указанные марки находятся во второй половине «Топ-10» лидеров рынка регистраторов, однако при пересчёте «Топ-10» с учетом средневзвешенных цен, большинство этих марок будут располагаться в первой пятёрке.

Среди ключевых трендов 2013 года также стоит выделить снижение средней цены автомобильного видеорегистратора с актуальными характеристиками (Full HD-разрешение, качественная стеклянная оптика, качественные матрица и современный видеопроцессор) с 6-7 тысяч до 4-5 тысяч рублей. При этом стоит уточнить, что «планка высшего качества» в сегменте регистраторов находится все же на уровне 7-8-9 тысяч рублей: за эти деньги покупатель получает не только все вышеперечисленное, но и ряд неключевых, но важных опций: качественный пластик, зарядное устройство с длинным — до 3 метров — кабелем (необходим для прокладывания под обшивкой салона), инфракрасную или светодиодную подсветку, массив встроенной памяти для копирования «аварийных» записей перед передачей карты памяти инспектору, GPS-модуль и пр.

Стоит отметить и рост популярности регистраторов средне-высокого сегмента. Если год назад на нижний и средне-нижний сегменты приходилось более 2/3 от общего объёма продаж в штучном выражении, то в 2013 — не более 50%. Потребители раньше пытались экономить на регистраторах, получая в итоге слабые устройства с низким уровнем реализации даже базовых функций. В 2013 интерес потребителей сместился в сторону более дорогих и, как следствие, более качественных устройств.

Еще один тренд — популяризация гибридных видеорегистраторов: моделей со встроенными радар-детекторами и, например, спутниковыми навигаторами. Преимуществ у таких устройств минимум три: они на 1-2 тысячи рублей дешевле пары отдельных гаджетов, они меньше загораживают обзор водителю, чем два устройства (например, радар-детектор и регистратор), плюс они занимают всего одно гнездо прикуривателя, что избавляет пользователя от необходимости покупать разветвитель. Особняком стоят «черные ящики», которые защищены от воды и, как следствие, могут выступать в качестве экстрим-камер. Такие устройства по своим потребительским свойствам практически не уступают спортивным камерам уровня GoPro, которые не могут выступать в качестве авторегистратора и стоят от 9-10 тысяч рублей.

Среди трендов, которые станут ключевыми для рынка регистраторов в 2014 году, стоит отметить запись видео в разрешении Super Full HD 1296p (в 1,5 выше, чем Full HD 1080p), а также появление в регистраторах систем обеспечения безопасности — контроля за пересечением полосы движения и сокращения расстояния до впередиидущего авто. Ранее такие опции встречались только в виде интегрированных систем в автомобилях ценой не менее 35-40 тысяч долларов.

Группа SmartMarketing оставляет за собой право пересмотра и уточнения оценок при получении дополнительной информации.

Примечания
1 По данным группы SmartMarketing; материал имеет статус аналитической справки, группа SmartMarketing не несет ответственности за использование приводимых данных и не может гарантировать их полноту, отсутствие опечаток или неточностей. Числовые показатели сформированы на базе собственной методики SmartMarketing с учетом неофициальных (т. н. «серых») поставок.
3 Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук. Приводимые в данном пресс-релизе оценки выведены на основании данных, имеющихся в распоряжении SmartMarketing на момент публикации материала.