Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Объем российского рынка устройств для чтения электронных книг в первом полугодии 2011 г. составил 420 тыс. штук

Аналитическая группа SmartMarketing объявляет основные результаты исследования российского рынка устройств чтения электронных книг (e-book readers, EBR) за первое полугодие 2011 г.

Общий объем продаж устройств EBR на российском рынке за первое полугодие 2011 г. составил1 420 тыс. штук (с учетом устройств всех типов и категорий, включая ридеры с экранами на базе «электронных чернил» e Ink и ЖК-технологии)2, что на 283% больше соответствующего показателя 2010 г. (149 тыс. шт.).

«Главный итог 2011 г. — рынок EBR стабильно растет. Динамика его развития не снижается, продажи «читалок» в 2011 г. составили почти полмиллиона штук, продолжая тенденции 2010 г. — отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing, — Сегмент в целом прошел фазу «молодого» и во многом, неупорядоченного, рынка. Сегодня появилась как определенность, как в отношении его структуры, так и в том, что он еще имеет резервы для роста».

Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры за 2011 г. оставалась высокой. В сравнении с объемами продаж первого квартала, продажи во II квартале увеличились почти в полтора раза (286%, с 110 тыс. шт. до 315 тыс. шт.).

В первой половине 2011 г. одинаково динамично развивались обе основные товарные группы: «ридеры» с дисплеями на базе «электронных чернил» (e Ink), доля которых по итогам полугодия составила 68,4% (288 тыс. шт.), и устройства на базе TFT-дисплеем — 31,6% (133 тыс. шт.)2, включая конвергентные (cEBR, Android-планшеты, специализированные для чтения книг).

Рынок TFT-читалок в 2011 г. рос активнее, чем e Ink: квартальная динамика в первом полугодии 2011 г. составила 328% и 269%, соответственно. Тем не менее, в абсолютных объемах продаж доминировали e Ink-модели (e Ink — 68,4%, TFT — 31,6%), что обусловлено как общими тенденциями рынка, так и прессингом со стороны сегменте недорогих планшетов.
Состав игроков рынка за первую половину 2011 г. также изменился. Число вендоров, чья продукция представлена в сегменте, составило 76. При этом лидер прошлых лет, марка PocketBook, сумела сохранить рыночную долю и по итогам первого полугодия 2011 г. заняла около 40% рынка электронных книг в целом.

Десятка лидеров рынка «читалок» с экранами e Ink по итогам первого полугодия 2011 г. (перечислены по убыванию):

  1. PocketBook (38%)
  2. ONYX (7,5%)
  3. Sony (7,0%)
  4. Digma (5,3%)
  5. Onext (4,3%)
  6. WEXLER (4,3%)
  7. teXet (3,1%)
  8. Prestigio (3,1%)
  9. iriver (2,4%)
  10. QUMO (1,9%)

С увеличением числа игроков на рынке, существенно усилилась конкуренция. Индекс рыночной концентрации в сегменте e Ink за первое полугодие составил 0,16, при этом в I квартале 2011 г. его значение составляло 0,32, а во II квартале 2011 г. — 0,12. Такая динамика, по мнению SmartMarketing, обусловлена спецификой рынка в целом (и прослеживается как в других секторах, так и при анализе общих тенденций). Многие небольшие поставщики завозят устройства в расчете на сбыт в предпраздничный сезон (в данном случае, IV квартал 2010 г.), в начале же года снижая активность в ожидании новых моделей и/или снижения цен. Исключение составляют крупные игроки, которые и обеспечивают товарное наполнение рынка в I квартале.

Пятерка лидеров рынка «читалок» с TFT-экранами по итогам первого полугодия 2011 г. (перечислены по убыванию):

  1. PocketBook (49,0%)
  2. WEXLER (22,6%)
  3. Explay (9,3%)
  4. teXet (6,1%)
  5. Prestigio (3,0%)

Конкурентная ситуация и ее динамика в секторе TFT-ридеров за первую половину 2011 г. оставалась такими же, как и в сегменте e Ink-устройств.

Десятка лидеров рынка устройств для чтения электронных книг в целом по итогам первого полугодия 2011 г. (перечислены по убыванию долей):

  1. PocketBook (42,5%)
  2. WEXLER (10,1%)
  3. ONYX (5,2%)
  4. Sony (4,8%)
  5. teXet (4,1%)
  6. Digma (4,0%)
  7. Prestigio (3,1%)
  8. Onext (2,9%)
  9. Explay (2,9%)
  10. iriver (1,7%)

Конкурентная ситуация и ее динамика в целом за первую половину 2011 г. оставалась такими же, как и в сегменте e Ink-устройств.

Основная тенденция рынка «читалок» в I полугодии 2011 г. — снижение цен. Основная масса ридеров (37%) предлагается в ценовой нише 5-7 тыс. руб., модели с экранами e Ink были сосредоточены в сегментах «5,4--6,4 тыс. руб.» (34% всех моделей) и «6,4--7,4 тыс. руб.» (20%). Устройства с TFT-экранами доминируют в сегментах «2,3--3,3 тыс. руб.» (46%) и «3,3--4,3 тыс. руб.» (74%), при этом, в сверхбюджетном сегменте «2,3--3,3 тыс. руб.» предложений с экранами e Ink практически не было. При этом объемы продаж и структура спроса не очень совпадает со структурой товарного наполнения рынка.

Снижение средней цены вызывает целую серию системных подвижек в сегменте. В условиях нарастания конкуренции и соответствующего снижения маржи, вендоры стремятся предложить рынку устройства с дополнительными функциональными возможностями, призванными оправдать некоторое увеличение стоимости для покупателя.

В итоге, в первой половине 2011 г. нормой стали устройства с сенсорными экранами (причем, даже для бюджетного сегмента, куда в основном сместились топ-модели «прошлогодних коллекций»), увеличивается доля устройств со средствами беспроводного доступа и др.
При этом на рынке обозначилось очевидное расслоение. Крупные игроки, имеющие налаженные производственные связи и хорошие технические возможности предпочитают модель наращивания функциональности. В то же время, небольшие компании часто практикуют стратегию «быстрых продаж», пусть и по более низким ценам.

Исключением является марка PocketBook, поскольку имеет ресурсы, достаточные для покрытия практически всех ценовых ниш. В целом же по рынку, наличие двух кластеров в проекции на реальный спрос приводит к некоторому дефициту предложений в среднем сегменте («8-11 тыс. руб.»). Косвенное подтверждение такого мнения — рост доли рынка марки Sony, даже, несмотря на «официальное» отсутствие ее устройств в России (недостаток «официальных» поставок с лихвой компенсируют трейдерские компании).

Крупные изготовители ридеров также стремятся увеличить долю услуг, воплощая в экономике российского сектора рынка «читалок» те же модели, что широко используются в мире. Основные игроки или запускают собственные магазины книг или имеют соглашения (в основном маркетингового плана: скидки, купоны и др.) с поставщиками контента. Тем не менее, доля пиратского рынка в этой области очень велика.

Позитивная для рынка тенденция, связанная со снижением цен: устройства для чтения электронных книг переходят в класс массовых продуктов. Как показывает практика, в конкуренции между «читалками» и планшетами выигрывают «читалки», причем, не будет преувеличением сказать, что в основном это читалки с экранами e Ink. TFT-модели набирают популярность в связи с низкой ценой, однако уже в среднем ценовом сегменте, ощущается прессинг со стороны планшетных систем (в частности, т. н. «операторских», брендированных, моделей). Читалки же с экранами на базе «электронных чернил» породили свою, уникальную рыночную нишу, практически оптимально адаптированную для целевой аудитории (более подробно см. аналитическую справку социально-демографического мониторинга).

Группа SmartMarketing оставляет за собой право пересмотра и уточнения оценок при получении дополнительной информации.

Примечания
1 По данным группы SmartMarketing; материал имеет статус аналитической справки, группа SmartMarketing не несет ответственности за использование приводимых данных и не может гарантировать их полноту, отсутствие опечаток или неточностей. Числовые показатели сформированы на базе собственной методики SmartMarketing с учетом неофициальных (т. н. «серых») поставок.
2 Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук. Приводимые в данном пресс-релизе оценки выведены на основании данных, имеющихся в распоряжении SmartMarketing на момент публикации материала.

 #

Благодарю за информацию)