Вход в систему

Подписка на рассылку

Введите email:

Основные итоги мониторинга пользовательской базы мобильных устройств и гаджетов в московском метро

Аналитическая группа SmartMarketing (www.smartmarketing.ru) объявляет итоги мониторинга пользовательской базы мобильной электроники среди пассажиров Московского метрополитена. По оценкам SmartMarketing, среди пассажиров московской «подземки» доля пользователей мобильных электронных устройств в среднем составляет 27,6%, при этом большинство слушает плееры (62,4%1), доля смартфонов и featured-телефонов составляет 32,0%, на беспроводные информационные устройства (WID) приходится 17,5%, на электронные книги — 32,4%. Доля других устройств (ноутбуки, видеоплееры, планшеты и др.) составила 5,7%.

Исследование проводилось в период май-сентябрь 2011 г. в рамках подготовки информационного продукта, разработанного на базе методологии обезличенного мониторинга SmartMonitoring (собственная разработка SmartMarketing). Техника «интеллектуального наблюдения», положенная в основу SmartMonitoring, позволяет сформировать оценки, отражающие реальное состояние инсталлированной базы и потребительские предпочтения в отношении изделий, входящих в заданные товарные группы. Данные по модельному составу продуктовой базы уточнялись посредством кросс-контроля и с учетом данных Bluetooth-мониторинга (проводившегося в дополнение основному).

«В сравнении с исследованием, данные которого мы публиковали несколько лет назад, можно отметить целый ряд существенных изменений, в основном с точки зрения числа и активности любителей гаджетов. Владельцев разного рода мобильных устройств стало значительно больше, если три–четыре года назад их было чуть менее 10%, то сегодня почти треть (27,6%) имеет те или иные гаджеты — отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу АГ SmartMarketing, — В ходе кластерного анализа выявилось несколько интересных тенденций, связанных с потребительскими предпочтениями, как очевидных (например, что представители условного социотипа «Гламурная особа» выбирают iPhone), так и не очень (например, факт симпатии к бренду LG со стороны социотипа «Рабочая молодежь»)».

В отличие от магазинов, где традиционно проводятся исследования по схеме «таинственный покупатель», социально-демографическая структура московского метро, на взгляд АГ SmartMarketing, лучше отражает структуру реальной покупательской аудитории, не смещенную вследствие неизбежного рекламного влияния, оказываемого персоналом магазинов и розничными рекламными акциями.

При подготовке исследования было проведено более 200 часов мониторинга, зафиксировано около 8 тыс. достоверных наблюдений. Общее количество пассажиров, согласно оценкам наблюдателей, составило около 10 тыс. человек, доля пользователей мобильных электронных устройств составила в среднем 27,6%. В ходе мониторинга отслеживалось наличие и тип устройства, марка и модель (частично с уточнением на основе данных Bluetooth-мониторинга), а также типичные сценарии использования (use case).

Наибольшее распространение имеют устройства воспроизведения цифровой музыки (62,4%), однако собственно музыку слушают не менее 77,0% всех пользователей — заметная доля владельцев гаджетов использует для прослушивания музыки мобильные телефоны.

В списке наиболее популярных применений гаджетов в метро также имеются игры (36,7%, преимущественно, на телефонах), чтение (40,7%, причем, доля читателей, использующих для чтения смартфоны значительно снизилась, подавляющее большинство пользователей использует на специализированных устройствах чтения электронных книг, среди всех читателей их доля составляет 79,6%). Заметно увеличилась доля использования мобильного Интернета (7,4% зафиксированных кейсов).

При проведении исследования была принята гипотеза о 100% проникновении сотовой связи в целом, поэтому при оценке структуры пользовательской базы отдельно фиксировались устройства типа «классические смартфоны» и «feature-фоны», а также WID (коммуникаторы, сенсорные смартфоны). Как показали наблюдения, на долю первых двух типов приходится 32,0%, на долю WID — 17,5%. В целом, модельная структура выглядит следующим образом (упорядочены по доле, приводятся надежно идентифицированные бренды с долей более 1%):

  1. Nokia (37,5%)
  2. Samsung (23,0%)
  3. Apple (11,0%)
  4. LG (10,0%)
  5. HTC (3,0%)
  6. Sony Ericsson (7,0%)

В сегменте «Устройства чтения электронных книги» (EBR) доминирует марка PocketBook (66,7%). Ближайший конкурент PocketBook среди пассажиров московского метро, Sony, значительно отстает (14,6%), третье место занимает марка WEXLER (2,6%). Свой вклад также вносят не менее четырех вендоров с долями в среднем около 2% и чуть менее десятка марок, не поддающихся надежной идентификации.

  1. PocketBook (66,7%)
  2. Sony (14,6%)
  3. WEXLER (2,6%)
  4. teXet (2,1%)
  5. Digma (2,0%)
  6. Explay (1,9%)

В сегменте медиаплееров доминируют плееры Samsung (30,5%), на долю Apple iPod приходится 14,0% (учитывались только аудиоплееры, без iPod touch), заметны плееры iriver (7,5%).

Необходимо также отметить, что число новейших гаджетов невелико (менее 10%), если говорить о сегменте WID и смартфонов, то основную массу составляют модели двух- и даже трехлетней давности. Несколько динамичнее ситуация с электронными книгами, что, на взгляд аналитиков АГ SmartMarketing, обуславливается молодостью данного сегмента в целом.

Еще одно популярное развлечение — игры на портативных приставках (6,5%, доминирует Sony PSP). Доля планшетов невелика — 1,6% (и, преимущественно, это Apple iPad), популярность просмотра видео на плеере увеличилась (2,4%), все чаще встречаются пользователи ноутбуков/нетбуков, хотя их и немного (0,3%).

В ходе анализа данных было выявлено несколько кластеров, которые можно охарактеризовать как условные социотипы. Зафиксированы стабильные корреляции специфичных сочетаний социально-демографических характеристик и предпочитаемых брендов мобильных устройств и типичных применений (use case).

Среди корреляций можно отметить не только очевидные, например, известный стереотип, что представители социотипа «Гламурная особа», независимо от пола, отдают предпочтение брендам Apple и (в меньшей степени) Sony Ericsson.

Электронные читалки особенно востребованы среди людей среднего и старшего возраста (можно предположить, что конструкция экрана на базе матриц e-Ink обеспечивает больший комфорт для зрения). Второй большой кластер пользователей «читалок» — социотип «Студенты».

Не менее интересно отметить явную популярность бренда LG в среде представителей социотипа, условно обозначенного как «Рабочая молодежь» (возможно, юношей «с пролетарских окраин», придерживающихся характерно-спортивного стиля одежды и поведения, вообще привлекают недорогие модели с громким динамиком, позволяющим доносить свои музыкальные предпочтения до окружающих даже в шуме метро).

Представители же социотипа «Менеджер нижнего/среднего звена», в большинстве случаев выбирают коммуникаторы HTC.

Структура пользовательских предпочтений по маркам:

Социотипы Уровень корреляции Предпочитаемый бренд
«Студент» 0,53425 Nokia, Samsung, HTC
«Гламурная особа» 0,47631 Apple, Sony Ericsson
«Рабочая молодежь» 0,47635 LG, Samsung, Nokia
«Менеджер нижнего/среднего звена» 0,35471 Samsung, HTC
«Средний возраст» 0,57421 PocketBook
«Активные тинэйджеры» 0,30415 Sony Ericsson, Nokia
«Гики» 0,35715 HTC, экзотика (RIM, др.)

При этом, распределение по сценариям использования в целом в проекции на выявленные социотипы, отражает и специфику групп как таковых.

Структура пользовательских предпочтений по кейсам

Социотипы Уровень корреляции Сценарии (use cases)
«Студент» 0,5256 Чтение, игры
«Гламурная особа» 0,3743 Общение, игры, музыка
«Рабочая молодежь» 0,5241 Музыка
«Менеджер нижнего/среднего звена» 0,2414 Игры, чтение
«Средний возраст» 0,5422 Чтение
«Активные тинэйджеры» 0,4012 Игры, музыка
«Гики» 0,4476 Чтение, Интернет

Группа SmartMarketing оставляет за собой право пересмотра и уточнения оценок при получении дополнительной информации.

Примечания
1 Общая сумма больше 100%, так как у пассажира одновременно может быть несколько устройств.

О SmartMarketing
Исследовательская группа SmartMarketing была основана в 2001 г., группой выпускников Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), Высшей школы экономики, возглавляется ведущим аналитиком группы, И. Киппельманом. Основное поле деятельности группы - анализ состояния рынка высокотехнологичной бытовой электроники, сотовой связи, ноутбуков и пр. Дополнительную информацию можно найти на www.smartmarketing.ru.

 #

Фиксировались только наблюдения, которые можно идентифицировать, они обозначены как "достоверные наблюдения". Всего их было, конечно, больше. Это стандартная методика.